Экспорт товаров: как подтвердить свое право на нулевую налоговую ставку

25 февраля

В соответствии с Налоговым кодексом на экспортируемые товары распространяется налоговая ставка 0%. Это значит, что экспортерам при вывозе товаров за рубеж не нужно уплачивать НДС. А поскольку контроль за сбором налогов при экспорте осуществляет ФТС России, экспортеры при подаче таможенной декларации на товары НДС со ставкой 0 % в графе 47 «Исчисление платежей» не рассчитывают. Тем не менее они обязаны подтвердить свое право на нулевую налоговую ставку.

Как и куда подавать документы

Документы для подтверждения нулевой ставки НДС подаются в ИФНС по месту регистрации юридического лица. Сделать это можно как на бумаге, так и в электронной форме через систему электронного документооборота (ЭДО).

Какие документы нужно представить

В зависимости от того, в каком виде документы подаются в ИФНС, возможны два варианта (ст. 165 НК РФ):

  1. Подать документы на бумаге. В таком случае вы должны представить в налоговую:
  • Оригинал или копию контракта на поставку товаров (если вы уже представляли контракт в налоговую инспекцию, не нужно отправлять его повторно: достаточно подать уведомление с реквизитами представленного ранее документа и наименованием инспекции, в который он представлялся);
  • Оригинал или копию таможенной декларации с отметками о выпуске и о фактическом вывозе товаров за пределы России.

С 2019 года экспортерам можно не подавать в налоговую копии товаросопроводительных и транспортных документов с отметкой таможни о вывозе товаров, как это требовалось раньше. Теперь эти документы представляются только по требованию ФНС.

  1. Подать документы в электронной форме через систему ЭДО. В таком случае вы должны отправить в ИФНС только электронный реестр таможенной декларации.

Какие предусмотрены сроки подачи документов

В печатном виде документы (таможенная декларация и контракт) нужно представить в налоговую инспекцию в течение 180 суток с даты выпуска экспортной декларации, которая указана в отметке «Выпуск разрешен».

Электронные реестры необходимо отправлять вместе с налоговой декларацией.

Какие таможенные отметки нужны для налоговой

Отметки таможенного органа на таможенной декларации являются обязательным условием для подтверждения ставки НДС 0%.

В соответствии с налоговым законодательством существует два типа отметок:

  1. О помещении товаров под процедуру экспорта на таможне — «Выпуск разрешен».
  2. О вывозе товаров за рубеж — «Товар вывезен».

Оригинальные отметки имеют вид прямоугольного штампа, отпечатанного сиренево-розово-синей мастикой. Аналогом оригинального штампа является отметка в виде сведений — такие отметки используются при электронном декларировании.

Когда и в каком виде отметки представляются в ФНС

  1. Отметка «Выпуск разрешен» может быть представлена в виде сведений о выпуске товаров.

Согласно письму ФНС от 31.07.2018 № СД-4-3/14795@ если таможенная декларация подается в электронной форме, то отметка «Выпуск разрешен» может быть представлена в виде сведений. Такая отметка автоматически появится в документе после окончания проверки декларации таможенным органом, и в ваш сервис для таможенного декларирования придет соответствующее сообщение.

ФНС также разъяснила, что проставлять оригинальный штамп «Выпуск разрешен» на печатные копии таможенных деклараций в дальнейшем не нужно. 

Иногда штамп «Выпуск разрешен» требуется бухгалтерии экспортера для ведения внутреннего учета. В таком случае получить его можно на таможенном посту, который принимал декларацию на товары. Если же декларирование товаров происходило удаленно, штамп проставляется на таможенном посту, указанном в декларации (графа 30 «Местонахождение товаров»).

  1. Оригинальный штамп «Товар вывезен» необходим только при подаче документов о подтверждении ставки 0% в налоговую в печатном виде.

Такой штамп проставляется на транспортном документе и на таможенной декларации в пункте пропуска через границу. В то же время инспектор вносит в базу данных ФТС РФ сведения о вывозе товаров, которые затем направляются в ФНС для проверки.

Если в пункте пропуска не проставили штамп, подтвердить факт вывоза можно в таможенном органе, который декларировал товар. Для этого необходимо составить заявление в произвольной форме и подать его на таможенный пост. В заявлении следует указать:

  • регистрационный номер декларации, по которой необходимо подтвердить факт вывоза;
  • описание товара и его порядковый номер;
  • код таможенного органа места убытия.

Заявление можно подать как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Таможенный орган направит сведения о факте вывоза товаров декларанту в письменной или электронной форме в течение 10 дней.

При подаче в налоговую инспекцию электронных реестров отметка «Товар вывезен» не требуется — ни в виде оригинального штампа, ни в виде сведений. Однако для подготовки реестра потребуются данные о дате фактического вывоза товаров. Получить требуемые данные можно через личный кабинет на портале ФТС с помощью сервиса «Информирование о вывозе товаров».

Как правильно ответить на требование инспекции

Согласно п. 1.2 ст. 165 НК РФ ФНС может истребовать документы в двух случаях:

  1. Представленные налогоплательщиком сведения не соответствуют данным, которые имеются у налогового органа.
  2. У ФНС нет сведений, которые ФТС передает в рамках ведомственного обмена.

Если налоговая по результатам сверки запросила транспортный документ, в ответ следует направить бумажную накладную с оригинальным штампом «Товар вывезен».

Если же налоговая запросила декларацию, а экспортер использовал электронный реестр для подтверждения нулевой ставки, в ответ следует направить распечатанную копию электронной декларации с данными таможенного органа о выпуске товаров (в дальнейшем проставлять на ней штамп «Выпуск разрешен» не нужно). При этом с октября 2018 года штамп отметки «Товар вывезен» на печатной копии разрешено не проставлять (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Какие сроки предусмотрены для ответа на требование

Перечисленные документы следует подать в течение 30 суток с даты получения требования налоговой.

Если в ответ на требование налоговой документы не будут представлены, право на применение нулевого НДС будет считаться неподтвержденным.


Другие новости

20 июня

В Контур.Маркете вышло обновление, которое поможет пользователям сервиса зарегистрироваться в государственной системе мониторинга за маркированными товарами (ГИС мониторинга). Подключиться к системе должны все, кто реализует маркированные товары, продавцы табака должны это сделать до 1 июля. Раньше регистрация была доступна лишь на сайте системы контроля подлинности товаров «Честный знак», а теперь зарегистрироваться можно прямо из Маркета. Это бесплатно для всех клиентов сервиса.

10 июня

13 июня эксперты расскажут о том, как изменились формы персонифицированного учета, что такое «запросы по предпенсионерам» и как заполнить отчет по страховым взносам в ФНС.

7 июня

Если в процессе перехода на онлайн-кассу вы воспользуетесь отсрочкой до 2021 года, то утратите право на налоговый вычет.  Об этом рассказала ФНС России в Письме № ЕД-4-20/7260@.

7 июня

Министерство здравоохранения утвердило порядок выполнения экспертизы в ситуациях, когда необходимо установить связь между заболеванием работника и его профессиональной деятельностью.